среда, 16 февраля 2011 г.

Первые шаги






Каждый хотя бы когда-то начинал учиться кататься на двухколесном велосипеде. Об этом много было написано заметок, много раз этот вопрос обсуждался на форумах, и даже нашел отражение в классической художественной литературе. На самом деле, обучение езде на двухколесном велосипеде - это очень важное событие для любого человека. Помимо того, что само по себе это занятие не так просто, как может показаться на первый взгляд, но оно еще и наполнено глубоким смыслом. Человек рождается и в первую очередь учится ходить. Ходьба - это наиболее естественный и основной способ для каждого человека перемещаться в пространстве и познавать мир, но, помимо ходьбы, ему предстоит освоить еще огромное количество навыков, которые потом позволят значительно расширить возможности познания мира. Обучение езде на велосипеде - это один из них, причем один из самых немаловажных.





Что же собой представляет техническая сторона обучения езде на двухколесном велосипеде? Мне кажется, что большинство проблем при обучении связано с неверным выбором последовательности, в которой должны осваиваться основные составляющие элементы общего навыка. Кроме того, очень важно с первых же минут понять, что учителю предстоит долгая и кропотливая работа, требующая огромной выдержки и терпения, иначе самые правильные методики обучения езде на двухколесном друге никак не помогут. Мне кажется, что надо начинать с полной поддержки - обучающий поддерживает обучаемого сразу и за седло, и за руль. Поддержка за седло должна производится сзади – за рамку седла, а поддержка за руль – ближе к выносу. Покатав таким образом ездока непродолжительное время, можно приступать к первому этапу обучения - навыкам управления велосипедом с помощью руля. Для этого надо катать обучаемого, поддерживая его только за рамку седла, помогая рулению лишь направляя его за седло. Важно, чтобы обучаемый понял, что руль надо держать крепко и поворачивать им плавно, не делая резких судорожных движений. На этом этапе можно даже не требовать от обучаемого крутить педали. Фаза обучения рулению плавно и незаметно для обучающегося должна перейти в фазу обучения удерживанию равновесия. Только после того, как обучающий почувствует, что необходимость в поддержке за рамку седла немного ослабла, можно начинать требовать от обучаемого более комплексных действий - сначала руление с незначительной поддержкой, а потом и передвижение с применением вращения педалей. Как только обучаемый начнет сам вращать педали, для учителя обычно настает самый трудный момент. Возможно, пройдет еще немало сеансов обучения, прежде чем обучаемый перестанет нуждаться в поддержке или, хотя бы, страховке, а скорость движения велосипеда, который теперь уже передвигается за счет вращения педалей, заметно возрастет. От учителя может потребоваться очень хорошая физическая подготовка, умение бегать бегом на длинные дистанции и исключительная психологическая выдержка.





Собственно, все это вспомнилось мне, потому что сегодня ко мне в дверь постучался курьер ЕМС, передавший мне большую картонную коробкоу с новеньким велосипедом для моего сына Антоши, которому сегодня исполнилось ровно 4,5 года. Мой выбор при покупке велосипеда для Антоши пал на замечательную модель CUBE KID 200 RACE. Серия CUBE KID выпускается в нескольких модификациях для детей самого разного возраста. KID 160 - для самых маленьких с диаметром колеса 16", KID 200 - маленькое подобие БМХ-а, с колесами 20", ригидной вилкой и 7-скоростной трансмиссией, и, наконец, KID 240 - уже более серьезная подростковая модель, снабженная амортизационной вилкой. При выборе правильного размера очень помогло то, что на сайте CUBE я нашел немало информации по геометрии их детских моделей. Перед тем, как окончательно определиться с выбором, я посадил Антошу верхом на большую плоскую коробку, как в седло, и дал ему в руки палку, которую он держал на вытянутых руках, как руль. В такой позе я обмерил у него все важные параметры посадки - длину посадки, расстояние от "седла" до педали, высоту руля и ширину хвата. После этого была найдена самая "плоская" фотография выбранной модели велосипеда, распечатана на принтере и промасштабирована. Для определения масштаба я использовал информацию о диаметре колеса, а так же о геометрии рамы, полученную на сайте CUBE. Сравнение измеренных параметров посадки с данными, полученными на фотографии, убедили меня в том, что выбранная модель не только годится для воспроизведения удобной посадки для моего Антоши, но и позволяет изменять эту посадку в достаточно широких пределах "на вырост". Немаловажное значение для ребенка может иметь даже выбор цвета. Например, модель KID 200 идет в двух вариантах цвета. Модификация TEAM, раскрашенная в яркие сине-красно-белые цвета, как-то не очень впечатлила моего ребенка. В результате пришлось остановиться на более природной зелено-серо-желтой гамме модификации RACE. Вес велосипеда в сборе с маленькими аккуратными пластиковыми педалями составил всего 10,5 кг. Порадовало, что велосипед прямо из коробки был уже полностью готов к езде. Все, что мне понадобилось - это прикрутить руль к выносу и немного подстроить ход V-брейков. Мне понадобилось всего 10 минут, чтобы преподать своему сынишке самый первый урок катания на велосипеде.





Катались мы уже почти в сумерках по двору. Немного петляющая между кустов тропинка выглядела со стороны очень ровной и плотной. Когда Антоша первый раз в жизни сел на велосипед, то даже я не мог никак представить, что сегодня дело пойдет хоть немного дальше катания напуганного ребенка, поддерживая его сразу за руль и за седло. Но время потихонечку шло, мы с дочкой Сашей сменяли друг друга и уже через пятнадцать минут ребенок абсолютно не нуждался в поддержке руля, лихо вписываясь в плавные изгибы тропинки, и даже при этом успевая вовсю подкручивать педали. К слову сказать, не обошлось без приличного падения. Резкое движение рулем привело к тому, что велосипед наехал мне задним колесом на ногу, завалился на противоположную сторону и швырнул меня через моего начинающего райдера головой в сугроб. Сам райдер был ловко подхвачен чуткими руками моей напарницы Саши, и, таким образом, смог избежать досадного падения. Впрочем, он, судя по всему, гораздо меньше бы расстроился, если бы упал сам.





Вот так прошло первое знакомство моего маленького человечка с ездой на настоящем велосипеде. Так уж получилось, что свое знакомство с этим явлением он начал в разгар зимы. Может в этом есть что-то символичное. Я сам очень люблю кататься на велосипеде зимой. Зимой на велосипеде училась кататься и моя старшая дочь Саша. Велосипед – это все-таки всесезонный вид спорта и готов дарить радость людям, не зависимо от того, хрустит ли под его колесами свежий снежок, или стелется ровная полоска раскаленного летним солнцем асфальта.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Этот блог посвящен исключительно моим занятиям велосипедным спортом. Я живу в Иркутске недалеко от озера Байкал. Совсем рядом с моим домом много интересных мест для путешествий на горном велосипеде: Олхинское плоскогорье, долина реки Кая, горные массивы Хамар-Дабан и Тункинские гольцы. Я предпочитаю совершать на велосипеде энергичные однодневные рейды в горной местности или по льду озера Байкал зимой. Всегда рад хорошей компании и готов поделиться информацией о местах, где я катаюсь с любителями горного велосипеда из других регионов.

Постоянные читатели