понедельник, 28 февраля 2011 г.
Фатбайк. Следы на снегу.
Иркутское водохранилище зимой – это огромные пространства, которые можно использовать для испытания ходовых качеств фатбайка и просто для интересных прогулок на большие расстояния. Тем не менее, сама езда по этим впечатляющим просторам может очень быстро наскучить. Однообразие снежных наносов, созерцаемое на протяжении нескольких часов пути подряд, постоянно наводит на мысль о том, что не плохо было бы завернуть вон в ту симпатичную бухточку и рассмотреть ее как следует вблизи. Сколько раз я инстинктивно старался выбрать неприхотливую траекторию своего снежного полета так, чтобы она проходила как можно ближе к береговой линии. Берг проплывает мимо, берег как будто манит приблизиться к нему и посмотреть, что за тайны скрыты за поросшими густым ельником или ольхой береговыми выступами. Но зима тщательно оберегает эти тайны. С каждым снегопадом мой путь становится все дальше и дальше от берега. Беспокойный речной ветер переметает центральную часть акватории, но ближе к берегу снег ложится ровно, создавая бездонную рыхлую подушку, ревностно хранящую подступы к берегу от посягательств фатбайка. Единственный шанс посмотреть, что там прячется в глубине этих залитых неярким зимним солнцем маленьких бухточкек и длинных узких заливах – это воспользоваться каким-нибудь следом, оставленным теми, кто уже до меня побывал там. Это может быть небольшая пешеходная тропинка или полузаметенный след от снегохода. Реже в дальней от Иркутска части такую услугу может оказать колея, оставленная квадроциклом или даже автомобилем. Я, как опытный следопыт, уже научился различать и классифицировать все эти следы и оценивать их пригодность для перемещения на моем ширококолесном чуде. Наибольший интерес для меня представляют следы от снегохода. Снегоходы в большом количестве ездят по просторам Иркутского водохранилища и их следы можно встретить практически везде, и практически всегда след от снегохода предоставляет мне уникальную возможность попасть туда, куда я хочу. Самый распространенный тип снегохода – это снегоходы производства Yamaha или SkiDoo. Такие снегоходы имеют одну узкую гусеницу посередине и две лыжи спереди по обе стороны от двигателя. По следу, оставленному одним из них, можно ехать уже на следующий день, даже если снегоход ехал на большой скорости в режиме глиссирования. Настоящей удачей является случай, когда два таких снегохода проехали по одному следу друг за другом – на оставленной ими дороге можно использовать даже высокое давление в колесах, что здорово повышает скорость передвижения и экономит драгоценные силы. Нередко встречается на снегу водохранки след от снегохода «Буран». В центральной части акватории этот широкий и красивый след, к сожалению, абсолютно не пригоден для езды по нему. Дело в том, что широкая гусеница «Бурана» оказывает на переметенный снег меньшее давление, чем колесо фатбайка. Совсем по-другому обстоит дело с этой разновидностью снежной техники в пухлом снегу прибрежной зоны. Снегоходы такого типа ездят с гораздо меньшими скоростями и хорошо проминают пушистую снежную подушку. После нарушения структуры снежинок, они быстро смерзаются, и удобный широкий след готов для проникновения не только в прибрежные участки, но и далеко в глубь прибрежных лесов.
На воскресенье была запланирована нетяжелая прогулка, которая должна была сыграть роль активного отдыха после изнурительного марш-броска к Бурдаковке. Наш выбор пал на район, известный всем любителям лыжного спорта в Иркутске. На другом берегу Иркутского водохранилища, по отношению к тому, на котором я живу, расположен глубокий Y-образный залив. В глубине этого залива находится лыжная база Иркутской Сельскохозяйственной Академии (ИСХА). Эта база известна тем, что каждый год к ней съезжается несколько тысяч иркутян, чтобы принять участие в традиционной лыжной гонке «Лыжня России». Когда-то я часто участвовал в лыжных соревнованиях, проводимых там. Лыжная база ИСХА славилась высоким качеством лыжни и огромными промаркированными кругами. Основной круг лыжной трассы имел в длину 15 км и проходил по лесам прибрежной полосы Иркутского водохранилища, постоянно пересекая узкие длинные заливчики. Со временем живописные берега огромного водоема застроились многочисленными коттеджными поселками, но отдельные участки трассы не перестали существовать. Жители прибрежных коттеджей достаточно бережно отнеслись к уцелевшим от застройки лесным массивам и стали с удовольствием использовать их для пеших и лыжных прогулок. Мне, как обладателю велосипеда, способного передвигаться почти везде, этот район приглянулся тем, что там нет четкого разделения на пешеходные или лыжные трассы. Приятные светлые рощицы изрезаны многочисленными следами от снегоходов и лыжнями, вдоль которых всегда обязательно идет пешеходная тропа. Официальный лыжный круг имеет сейчас в длину всего 5 км и доступ для любых типов велосипедов на эту трассу, конечно же, запрещен, но вот большая часть круга «Лыжни России» имеет такую потрясающую ширину, что на ней находится место для любителей самых разнообразных способов передвижения по снегу. Кроме того, эта основная петля трассы для массового забега проходит непосредственно по самому водохранилищу вдоль всей территории, по которой проходила старая гоночная трасса.
* * *
Этот залив, изображенный на фотографии, называется заливом Якоби. Здесь традиционно начинается мой путь по Иркутскому водохранилищу. Лыжня, вдоль которой идет хорошо натоптанная пешеходная тропа, идет до самого мыса, виднеющегося на заднем плане и имеющего форму змеиной головы. До этого мыса расстояние составляет 4,5 км, и качество тропинки в тот день позволяло легко ехать по ней даже на обычном велосипеде с узкими колесами.
Достигнув длинного мыса, расположенного в 4,5 км от залива Якоби, мы поворачиваем на снежную целину под прямым углом к линии берега и пересекаем Иркутское водохранилище поперек. В этом месте почти всегда можно ехать по переметенной целине в произвольном направлении, но мы предпочитаем двигаться по следу от снегохода, для того чтобы быстрее достичь другого берега. На этой фотографии виден длинный мыс с другого ракурса и след от снегохода со следами наших фатбайков поверх него.
Вот он на следующих двух фотографиях – участок трассы массового лыжного забега под названием «Лыжня России». После того, как здесь пробежит многотысячная толпа, о ней полностью забывают до следующего года. Только истинные любители лыжного спорта продолжают чертить поверх снежных наносов косые штрихи конькового хода. Находится там уголок и для одиноких любителей поколесить по снегу на необычных велосипедах с широкими мягкими колесами.
Прибрежные перелески на этом пологом берегу Иркутского водохранилища светлые и приветливые. В моих воспоминаниях о первом посещении лыжной базы ИСХА навсегда остались косые лучи яркого солнца, разделенные на отдельные пряди ветками деревьев. На этой фотографии изображен очень странный участок. Эта невероятно широкая просека между двумя узкими полосами леса пересекает наискосок узкий мыс, далеко выдающийся в водное пространство. Одна лесная полоса состоит из лиственных деревьев, а другая – из хвойных. Я долго ломал голову над происхождением этого более чем странного места, но так ничего и не смог придумать. Впрочем, мне кажется, что ключ к разгадке может лежать в том, что эта просека осталась в таком виде после постройки Иркутской ГЭС и затопления окружающего ее пространства.
Эти три фотографии сделаны с одного и того же места. На первой фотографии изображен коттеджный поселок со стороны ИСХА. На второй фотографии изображен другой берег залива с лодочной станцией и дачами, примыкающими к населенному пункту Новая Лисиха. На третьей фотографии виден выход из этого залива и противоположный берег Иркутского водохранилища, с которого мы приехали. Противоположный берег заметно круче, чем тот, на котором находится лыжная трасса. Еще одна загадка ландшафта: залив, возле которого мы находимся, по размерам и Y-образной форме в точности совпадает с заливом, где расположена лыжная база ИСХА.
Двигаемся в обратный путь! Напоследок сделали эти четыре фотографии в районе мыса, от которого наш путь лежит назад – к другому берегу. На первых двух фотографиях изображен этот самый мыс, который перечеркнула поперек странная просека. Над рыжим откосом песчаниковых отложений видна хвойная часть той из лесных полос, которые окаймляют просеку. В песчаниковых отложениях прибрежного откоса я не раз находил окаменевшие следы доисторических растений и организмов, живших много миллионов лет тому назад. Много тайн этих мест относится не только к доисторическому периоду – огромный кусок истории, относящийся к жизни человека, ушел под воду после постройки Иркутской ГЭС. Об этом до сих пор свидетельствуют находки в виде различных предметов человеческого быта, вымываемые на берег, и различные конструкции, торчащие прямо из воды, типа той, что изображена на третьей фотографии.
Снова совсем близко наш родной берег. На этой фотографии мы приближаемся к «змеиголовому» мысу.
До дома совсем уже недалеко и я развлекаюсь на природном памп-треке, штурмуя снежные наносы, которые по плотности не уступают асфальту или бетону.
Последний взгляд назад, на след от снегохода, который снова послужил нам дорогой. На фотографии виднеется этот след со следами от наших фатбайков поверх него. Вдалеке – другой берег с песчаниковым откосом, хранящим окаменелые следы доисторической жизни.
Снова залив Якоби, только уже спустя четыре часа. Здесь как будто ничего и не изменилось за это время – только солнце светит менее ярко. День клонится к вечеру.
Мне часто задают самые каверзные вопросы о проходимости фатбайка на снегу. Эту серию фотографий я сделал для того, чтобы показать, что на низком давлении для фатбайка не существует непроходимых сугробов. Вот такой след оставляет фатбайк, когда едет в очень глубоком снегу. Я сфотографировал след с самого низкого ракурса. В такой манере я способен проехать более 5 км, не касаясь ногами снега, хотя это утверждение не совсем справедливо – выемки по краям снежной колеи являются отпечатками моих педалей, цепляющихся за снег в момент прохождения в нижнем положении.
Эта серия фотографий продолжает тему, начатую предыдущей серией. Здесь изображен старый полузаметенный след от снегохода, по которому я проехал на фатбайке на небольшой скорости. В конце следа я оставил фатбайк и прошел назад энергичной походкой вдоль моего же велосипедного следа. Теперь вы можете сравнить, как будет проваливаться пешеход в том месте, где фатбайк лишь оставляет довольно неглубокий след.
Последние несколько фотографий поясняют суть моих последних изменений в конструкции моего и Сашиного фатбайка. На первой фотографии изображен рокринг с зацепами, который красуется теперь на моем фатбайке вместо самой большой передней звезды. Кроме того, мы с Сашей решили полностью отказаться от передних переключателей. Пока что у нас остались звезды на 22 и 32 зуба. При необходимости цепь перекидывается с одной звезды на другую. На второй фотографии видно, что по отношению к первой звезде роль дефлекторов отлично выполняют вторая звезда и оставшаяся от переднего переключателя Е-типа рамка. В перспективе я намерен в качестве первой звезды поставить звезду на 28 зубов с BCD 64 мм и использовать ее в качестве основной на трейлах. Вторую звезду на 32 зуба я заменю на синглспидную звезду с таким же количеством зубов, чтобы уменьшить вероятность соскакивания цепи. Я собираюсь использовать эту звезду только на относительно ровных и быстрых поверхностях. Например, на асфальте, по которому неизбежно приходится проезжать немалые расстояния для того, чтобы добраться до желанного бездорожья.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Обо мне
- macsimka
- Этот блог посвящен исключительно моим занятиям велосипедным спортом. Я живу в Иркутске недалеко от озера Байкал. Совсем рядом с моим домом много интересных мест для путешествий на горном велосипеде: Олхинское плоскогорье, долина реки Кая, горные массивы Хамар-Дабан и Тункинские гольцы. Я предпочитаю совершать на велосипеде энергичные однодневные рейды в горной местности или по льду озера Байкал зимой. Всегда рад хорошей компании и готов поделиться информацией о местах, где я катаюсь с любителями горного велосипеда из других регионов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий