вторник, 22 февраля 2011 г.

Фатбайк. Праздничный трейл.




Мое утро началось с того, что я получил по автоматической рассылке поздравление с Днем Рождения от администрации форума МТБР. Смысл сообщения сводился к тому, что самым лучшим подарком на День Рождения для любителя велосипеда была бы хорошая покатушка и груда велосипедных запчастей. Если в отношении велосипедных запчастей я придерживаюсь прямо противоположного мнения, и стараюсь снять со своих велосипедов все лишнее, то в отношении покатушки я был полностью солидарен с теми, кто меня поздравлял. На самом деле я уже запланировал на 20-е февраля очень интересное и грандиозное мероприятие, которое по моему замыслу должно было заключаться в проверке ледово-снежной обстановки на юге Иркутского водохранилища и возможности добраться до озера Байкал своим ходом, используя возможности фатбайка. В полном соответствии со своей концепцией технического минимализма, я уже два дня назад избавился на обоих Surly Pugsley от передних переключателей и манеток. Дело в том, что я пришел к выводу о том, что если меня не затрудняет изменение давления на ходу, то не затруднит и перебрасывание цепи между первой и второй звездами вручную. Таким образом, на моем фатбайке теперь вместо самой большой звезды красовался новенький блестящий рокринг FSA и гармонию стройной подседельной трубы не нарушало нагромождение жестяной конструкции переднего переключателя. Такое решение явилось результатом довольно взвешенного анализа и позволило мне теперь на сложных технических участках не загружать мозг мыслями о перекосах цепи и доступных передачах. Теперь в моем распоряжении были все 18 скоростей и отличный дефлектор цепи для работы на первой звезде, который получился из основания от переключателя Е-типа.





Мягкое и ласковое почти весеннее утро заглянуло в мое окошко, приглашая поторопиться со сборами. Дорога предстояла не легкая. По середине Байкальского тракта, соединяющего Иркутск с самым ближним населенным пунктом, расположенным на Байкале, – Листвянкой находится поселок Бурдаковка. Я поставил задачу-минимум добраться до Бурдаковки и вернуться назад, используя все возможные способы. Теоретически выполнение такой задачи было бы равносильно поездке до самой Листвянки, потому что в этом году рыбацкий зимник мог оказать мне помощь только на протяжении 15-18 км из 55 км всего пути. Дальше Курминского залива лежала абсолютно неизведанная местность, по которой никогда не ездили автомобили и не ходили лыжники. Все, на что я мог рассчитывать – это редкие полузаметенные снегом следы снегоходов и плотные снежные наносы. Это пространство тянулось от Курминского залива до Бурдаковки еще почти на 10 км, которые я должен был проехать в два конца.





В 12.25 термометр показывал температуру –10 градусов, когда я с Сашей выехал из дома и поехал по уже почти сухой асфальтированной улице в сторону залива Якоби на Иркутском водохранилище. Первые 3,3 км по ровному асфальту были пройдены за 10 минут – со средней скоростью 19,8 км/час. Давление еще в теплом помещении на обоих фатбайках было выставлено в 15 PSI.





Участок от залива Якоби проходил по уже знакомой для меня тропинке, идущей вдоль лыжни. Первая самая ровная часть этой тропинки длиной 3,7 км была пройдена за 13 минут – со средней скоростью 17,1 км/час. За нами с Сашей даже пристроился велосипедист на обычном МТБ, который увидел, как мы съезжаем на тропинку. В какой-то момент тропинка резко становится очень рыхлой с многочисленным дырками-следами от ног пешеходов в неплотном фирне. Этот участок длиной всего 600 метров мы преодолели ровно за 5 минут – со средней скоростью 7,2 км/час, но наш нежданный попутчик за это время отстал от нас так, что его даже нельзя было разглядеть вдалеке. Больше мы его так и не увидели.





Зимник, на который мы возлагали такие большие надежды, нас сильно разочаровал. Он тянулся вплотную к береговой линии – в самой заснеженной полосе. По этой причине участки относительно плотной колеи каждые 100-200 метров перемежались рыхлыми набуксовками, в которых «ни конному ни пешему» проходу не было. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что в наших колесах все еще держалось высокое давление в 15 PSI, установленные при комнатной температуре. Мы стойко преодолевали участки рыхлого сыпучего снега, разгоняясь на ровных участках и идя на таран снежных наносов с такой целеустремленностью и решительностью, что снег разлетался от нас в разные стороны на большое расстояние. В таком стиле, отнимающем много сил, но зато не очень медленно, мы миновали поселок Новогрудинино. Напротив длинного голого мыса с одиноким неухоженным памятником нас обогнал джип. Проводив взглядом головокружительный пируэт с разворотом на 180 градусов, выполненный джипом сразу за мысом, мы поняли, что до Курминского залива по зимнику нам не доехать – надо сворачивать на целину.
Так закончился наш первый «цивилизованный» участок пути протяженностью 10,1 км, пройденный за 46 минут – со средней скоростью 13,2 км/час.








Солнышко уже припекало, температура воздуха поднялась до 0 градусов. В воздухе разлилось приятное дыхание весны. Со стороны прибрежных холмов едва заметный теплый ветерок доносил запах прелого весеннего леса. Мы расположились немного в стороне от безобразных снежных бастионов, которые должны были изображать финальную часть рыбацкого зимника. Съев по бутерброду с маслом и запив их горячим чаем с лимоном из красивого китайского термоса, щедро расписанного иероглифами и изображениями оленей, мы принялись спускать давление в колесах. После того, как давление было установлено в 5 PSI, мы проверили способность перемещаться по снежной целине и направили свои колеса в сторону туманного силуэта огромного горного массива, разделяющего бассейны речек Ола и Аланка. Поверхность, по которой предстояло ехать, оказалась очень непростой.
Мы проехали целых 4,3 км за 34 минуты – со средней скоростью 7,6 км/час по снежным наносам, неплотному фирну, высоченным застругам, и у Саши произошло разбортирование переднего колеса.





Примерно 10 минут у нас ушло на то, чтобы полностью спустить воздух и поставить на место провернутую внутри покрышки камеру. Стало понятно, что нам пора перестать играть в крутых полярных исследователей и подыскать подходящую транспортную магистраль для наших слишком нежных средств передвижения. Такая магистраль очень скоро отыскалась. Где-то посередине акватории два снегохода пару дней назад ехали прямиком в направлении Байкала след в след. По этому-то двойному следу мы и добрались до желанной цели – залива, в глубине которого скромно пристроилась тихая деревенька Бурдаковка, известная трагическим событием, произошедшим рядом с ней. Дело в том, что прямо рядом с Бурдаковкой расположено огромное поле на берегу Иркутского водохранилища. Раньше это поле использовалось для хозяйственных нужд – там садили картошку, косили сено, высаживали какие-то злаковые культуры или просто держали поле под паром. 3 июля 2001 года самолет Ту-154 компании «Владивосток-авиа» потерпел катастрофу именно на этом поле. Погибли 145 человек, в том числе 9 членов экипажа.








Все шло по намеченному плану. Наша точка невозврата по времени еще не наступила, и мы поехали мимо печального места еще пару километров в сторону следующего населенного пункта – богатого и респектабельного гостиничного комплекса и одноименного поселка рядом с ним под названием Бурдугуз.
Всего по следу от снегохода мы проехали 6,5 км за 52 минуты – со средней скоростью 7,5 км/час. В целях сканирования акватории и определения точных параметров ледово-снежной обстановки мы сделали петлю в 1 км по довольно рыхлому и глубокому снегу, потратив на это расстояние целых 11 минут – со средней скоростью 5,5 км/час. Впрочем, за это время мне ни разу не понадобилось остановиться или подстраховаться ногой. Теперь нам предстоял обратный путь к Иркутску, и мы могли воспользоваться не только замечательным следом от снегохода, приведшим нас сюда, но и нашими следами от фатбайков, еще сильнее уплотнивших покрытие на этом следу.








Зная о плачевном состоянии зимника в районе Новогрудинино, мы не стали поворачивать к берегу в том самом месте, где наш след выходил на след от снегохода, а на поверхности глянцевого фирна виднелись зверские следы борьбы с разбортировавшейся Сашиной покрышкой. Мы всего лишь остановились на 10 минут уже напротив Мельниковского залива – километра на три дальше Новогрудинино и устроили «второй завтрак», достав остатки таких вкусных бутербродов и, конечно же, свой замечательный китайский термос с изображениями оленей и иероглифов, в котором еще плескались остатки горячего чая с лимоном. Здесь наше путешествие по следу от снегохода заканчивалось, но предстоял еще короткий, но нелегкий рывок по снежной целине к береговой линии.
На обратном пути по следу от снегохода было пройдено 11,7 км за 80 минут – со средней скоростью 8,8 км/час.





Солнце клонилось к горизонту. Едва заметный ветерок, обдав нас на прощание неуютным влажным дыханием, стих. На просторах Иркутского водохранилища воцарилась звенящая тишина. Только когда мы свернули с рубчатой полоски на белоснежную скомканную простыню снежных застругов, мы поняли, как мы все-таки уже вымотались. Все происходило так, как будто мы наблюдали за происходящим со стороны – нереально прозрачный зеленоватый воздух сгущающихся сумерек, похрустывание корки наста под задним колесом, медленно-медленно приближающийся откос берега.
Зимника мы достигли, преодолев еще расстояние в 1,4 км за 13 минут - со средней скоростью 6,5 км/час.





Зимник при неярком сумеречном освещении показался нам немного более укатанным. Настало время подкачать колеса и перебросить цепи на вторую звезду. Пока мы возились с колесами, перед нами лихо притормозил ярко оранжевый джип, показавшийся нам подозрительно знакомым. «Веломеханика не вызывали?» - послышался из салона веселый голос. Ну как же мы могли не узнать! За рулем джипа сидел мой хороший знакомый, владелец самого популярного в Иркутске веломагазина-мастерской Сергей Арсентьев – мой старый друг, который когда-то и помог мне в сборке моего первого фатбайка. Даже сейчас он остался верен своему долгу веломеханика и за непринужденным разговором уже протягивал мне пучок велосипедных спиц и пакетик с ниппелями для них. «Максим, это вот для тебя – ты же говорил, что тебе нужны спицы на 260 мм, чтобы заспицевать Fat Sheba. Извини, но здесь только 32 штуки. Еще 32 завезу тебе домой как-нибудь на днях». Солнце уже успело запутаться в ветвях прибрежных деревьев, а я стоял посреди снежной поляны с поблескивающими в косых закатных лучах спицами на 260 мм в руках и думал о том, что в этой ситуации есть все-таки что-то странное и нереальное.
Остаток зимника и тропу вдоль лыжни до залива Якоби общей длиной в 9,7 км мы проехали за 47 минут – со средней скоростью 12,4 км/час. Зимник оказался действительно чуть более укатанным, но менее ровным. Снежную рыхлятину заменила противная «стиральная доска», на которой фатбайк с высоким давлением в колесах подпрыгивал как детский мячик. В сумерках дорога была плохо видна, и усталые руки уже с трудом удерживали руль. Солнце подарило нам последний лучик, когда мы проезжали напротив Мельниковского залива, а потом нас с головой накрыл фиолетовый февральский вечер.





От залива Якоби до дома мы добирались практически тем же путем – по асфальту. Обратный путь от водохранилища по центральным улицам менее удобен из-за пары сложных дорожных развязок.
Оставшееся расстояние до дома длиной в 3,6 км мы проехали за 12 минут – со средней скоростью 18,0 км/час.








Таким образом, мы находились на свежем воздухе в течение 6 часов 20 минут. На остановки было потрачено 57 минут и
расстояние в 56 км от дома до дома было пройдено за 5 часов 23 минуты хода – средняя скорость составила 10,4 км/час.








Надо ли добавлять, как кстати оказался праздничный ужин – домашняя пицца, куринные окорочка, пропитанные специальным маринадом и запеченные в тесте, превосходный черемуховый пирог к чаю. Саша подарила мне на День Рождения очень полезную для наших спортивных мероприятий штуку – маленький многофункциональный MP3-плеер, а мой четырехлетний сын Антоша нарисовал красивую открытку с военной символикой, поздравляя меня таким образом еще и с Днем Защитника Отечества. После сытного праздничного ужина я принял горячую ванну, растянулся в кровати, закрыл глаза… и сразу же провалился задним колесом сквозь корку неверного февральского фирна.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
Этот блог посвящен исключительно моим занятиям велосипедным спортом. Я живу в Иркутске недалеко от озера Байкал. Совсем рядом с моим домом много интересных мест для путешествий на горном велосипеде: Олхинское плоскогорье, долина реки Кая, горные массивы Хамар-Дабан и Тункинские гольцы. Я предпочитаю совершать на велосипеде энергичные однодневные рейды в горной местности или по льду озера Байкал зимой. Всегда рад хорошей компании и готов поделиться информацией о местах, где я катаюсь с любителями горного велосипеда из других регионов.

Постоянные читатели